Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

Слова и музыка

Популярная музыка, как известно, делится на музыку и слова. При этом слова решающего значения не имеют - люди с удовольствием слушают попсу на иностранных языках, не понимая смысла песен. Вместе с тем, редкая музыка без слов становится популярной среди масс.

Тем не менее, музыка - это прежде всего музыка. Слова существуют отдельно от музыки и привязаны к ней лишь номинально. Всякую песню можно представить в виде стиха, и логического смысла она от этого не потеряет (может, впрочем, потерять ритмический рисунок). Если автор хочет доносить свои слова до слушателя в виде песен, ему необязательно придумывать много разной музыки, она может играть минимальную роль - взять, например, Лаэртского или Летова.

Музыка, в принципе, предназначена для такого взаимодействия с сознанием, которое не очень подразумевает словесные описания. Поэтому слова на музыку не завязаны, в случае с непонятным иностранным языком слова вообще выступают частью музыки, и люди, которым нравится песня на незнакомом языке, просто отвечают на музыку слов. Если же эти слова имеют для слушателя смысл (при условии понравившейся музыки), он даже может на них повестись, это зависит от его внушаемости и степени склонности к скептицизму. Эффектом внушаемости многие пользуются, образно говоря, пытаясь гипнотизировать и программировать слушателя - вспомним, например, советские идеологические песни и их настрой. И тот, например, факт, что песня о строительстве коммунизма обычно не может быть сентиментальной балладой. У каждой музыки, разумеется, есть своё настроение, которое она способна передать слушателю. Сейчас мы вообще наблюдаем экзотические проекты типа Гришковца, когда хорошая музыка используется для впаривания слушателю авторских телег прямо в прозе. А некоторые электронные проекты передают слушателю некоторые мысли вообще без всякого текста.

Соответственно, стихи и музыка могут жить отдельно друг от друга, но есть специальный жанр "песня", где они подаются одновременно. Вот многие, например, считают, что в попсе все стихи тупые. Это далеко не всегда так. Попса весьма эффективно взаимодейстует с сознанием людей - у каждого музыкального "цыника" найдётся хоть одна песня из попсы, которая ему нравится, но ему стыдно в этом признаваться. Взаимодействуя с сознанием, попса способна нести идеи, но зачастую авторы просто фигачат что попало ради денег (на эту тему много могут сказать т.н. куртуазные маньеристы). Но зачастую таки несут, и кто знает какие социальные установки, укрепившиеся в сегодняшнем обществе, являются следствием внушения через попсу.

Вот возьмём, например, попсового исполнителя по имени DJ Bobo. Это такой швейцарский чувак, работающий в стиле евродэнс, гремел по дискотекам в середине 90-х, недавно у него, как выражается yustas, "кончились деньги", и произошёл модный по нынешним временам камбэк (слушатели по прошествии некоторого времени повзрослели и заценили попсу, которую тогда воспринимали как фон - по этой лавочке создан, например, такой проект, как радио "Ретро"). В свою ничего не значащую с точки зрения отрицателей попсы попсу диджей время от времени вкладывал вот такие идеи, (тж. см. "Criticism - is the magic word // To think about rumours we have heard"). Хотя много где идёт просто абстракция, чтобы вписаться в формат. Также, к примеру, некоторые интересные идеи вложены в некоторые тексты такого попсового коллектива, как Spice Girls - этот факт аж Борис Борисович Гребенщиков отмечал. В целом, в западной музыке такое сплошь и рядом.

Ну а одной из наиболее удачных реализаций концепции передачи идей через тексты песен я считаю творчество шведского коллектива Clawfinger.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment