Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

Старейший екатеринбургский монастырь и его правки в Википедии

Сейчас мы продолжим цикл публикаций об уральском тщеславии, а точнее о том, как оно в последнее время повадилось проявляться в Википедии. Потому что появился новый информационный повод, на этот раз связанный с Екатеринбургской епархией и знаковым для города Екатеринбурга Ново-Тихвинским Александро-Невским монастырём, старейшим религиозным учреждением Екатеринбурга, хозяином первой в городе церкви (запечатлён, среди прочего, на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского). Екатеринбург, если вы не знали, очень православный город, место паломничества («Царские дни» каждый июль собирают десятки тысяч паломников).

В прошлый раз совсем недавно я писал по этой теме вот здесь: https://ura.news/news/1052290284 (в переложении) — обсуждалась тема «Люди олигарха Прохорова попытались скрыть связь Ройзмана с Пановой в Википедии» (Ройзман мэр Екатеринбурга, Панова его бывшая подруга, родившая от него двойню; публикации об этом затем появились в уральских СМИ).

Также на этой ниве в последнее время отмечались уральский драматург-новатор Николай Коляда, уральский писатель-краевед Алексей Иванов, уральский губернатор Евгений Куйвашев.

* https://ru.wikinews.org/wiki/Драматург_Николай_Коляда_«стёр»_в_Википедии_«ненужную»_информацию_о_себе
* https://ru.wikinews.org/wiki/Статью_Википедии_о_губернаторе_Куйвашеве_«обновила»_сотрудница_администрации
* https://ru.wikinews.org/wiki/Продюсер_писателя_Алексея_Иванова_начала_интернет-кампанию_против_википедиста

Ну а в сегодняшнем выпуске будет Екатеринбургская епархия (с недавнего по православным меркам времени митрополия, включающая в себя три епархии). «Тщеславие» термин условный, по факту проблематика немного шире, подробности можно узнать по вышеприведённым ссылкам. Епархия в апреле этого года попала в новости с тем, что незаметно от всех снесла остатки старой церкви, памятника архитектуры, на территории монастыря в центре города (объект культурного наследия федерального значения и одно из старейших зданий Екатеринбурга). Вот подробно об этом:

* https://ru.wikinews.org/wiki/В_Екатеринбурге_при_реставрации_пропала_церковь_XVIII_века

Сейчас многие православные здания в Екатеринбурге, как и во всей стране, реконструируются и возрождаются. Медленно передаётся в ведение РПЦ имущество, отобранное у неё «коммунистами» при советской власти. В рамках этого процесса обновляется и территория монастыря, на которой стояло это самое старое здание храма Успения 1782 года (кстати, от данного монастыря начинается так называемый Сибирский тракт — долгое время главный в России сухопутный исторический путь из Европы в Азию; более ранний путь шёл по реке Туре через Верхотурье; вообще же, вроде бы, история православных учреждений Екатеринбурга начиналась в пригородном посёлке Елизавет, названном в честь императрицы Елизаветы, когда она была маленькая, но не будем сейчас в это углубляться).

Как выяснилось в ходе разбирательств, к началу этого года от исходной церкви, пережившей времена СССР качестве хозяйственной постройки, остался некоторый объём аварийных стен, а саму церковь собрались восстанавливать. И потому приняли решение снести оставшиеся стены и построить на этом месте полностью новый храм. И снесли (накануне Пасхи). Напомню, речь идёт об объекте культурного наследия федерального значения.

Насколько хорошо так делать? Сложный вопрос, связанный со многими областями человеческой деятельности. Есть у этого вопроса духовно-нравственная сторона, есть общественно-культурная сторона, есть официально-государственная, есть конфессионально-иерархическая. В общем, та часть уральской общественности, которая сочла, что так делать нехорошо, подняла шум в уральских СМИ, который долетел и до Москвы. Пропажа обнаружилась представителями общественности случайно, затем была проведена проверка с помощью дронов, возник шквал публикаций (по ссылке выше можно найти часть их; а мнения на тему нравственности можете оставлять прямо здесь в комментариях, регистрация необязательна, можно авторизовываться через популярные соцсети).

Всё это происходило в 20-х числах апреля. И нашло отражение в Википедии. В пятницу об этом написало уральское издание Tochka.News: https://tochka.news/2017/06/02/haker-matronchik-pytalas-pomenyat-vikipediyu-snos-hrama-fejk/

Давайте разберёмся, что же именно произошло в Википедии, потому что мы в любой момент времени можем разобрать любые события в Википедии любого срока давности со времени её основания. Так устроена Википедия: все ходы тщательно записываются. Это давно пора всем усвоить.

Статья «Ново-Тихвинский монастырь» стояла без правок с ноября 2016 года (всё это можно смотреть в истории правок). 20 апреля 2017 г., по следам истории со сносом, за статью взялся участник Википедии с именем «Ковез». Он сначала произвёл редактуру исторического раздела статьи, а затем в самый конец её добавил одним коротким абзацем информацию о сносе со ссылками на авторитетные СМИ (вот ссылка на это действие, по которой видно, что именно было куда добавлено). Затем 26 апреля две существенные правки в исторический раздел (безотносительно истории со сносом) внесла опытная википедистка Fleur-de-farine, имеющая очень богатый опыт по работе с информацией о культурном наследии. 29 апреля внёс мелкую техническую правку робот.

И вот спустя месяц, 27 мая, появляется только что зарегистрированный участник с именем «Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь» и совершает вот эту правку, которой полностью отменяет абзац о сносе, охарактеризовав в комментарии к правке всю историю как «фэйковый выброс в СМИ». Своеобразная лексика для монастыря... О том, насколько допустимо редактирование в Википедии «информации о себе», можно прочитать по ссылкам выше, этот вопрос многократно разобран. О том, насколько мы можем ассоциировать аккаунт в Википедии «Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь» с реальным монастырём, рассуждать мы сейчас тоже не будем, это более общая тема, касающаяся вообще любой процедуры регистрации в Интернете. Мы просто имеем факт того, что кто-то именно так назвался в Интернете. И «удалил критику».

Об «удалении критики» в целом, опять же, есть по ссылкам выше. И вот, значит, получается, что за короткое последнее время попытки «удаления критики из Википедии» совершили губернатор Свердловской области Куйвашев (не сам), режиссёр Коляда, писатель Иванов (не сам), мэр Ройзман (не сам). И вот в этот замечательный ряд неожиданно встаёт епархия. Хотя в целом прогрессивная общественность уже давным-давно разобралась, что в этом вопросе можно, а что нельзя. Сегодня я с удивлением узнал, что в 2012 году олигарх Усманов нанял английское пиар-агентство — тоже для «удаления критики из Википедии». Теперь этот прекрасный факт является заметной частью биографии Усманова в Википедии на многих языках. Как я уже ранее отмечал, в пресс-службе Куйвашева местами сидят тугодумы, к этому все привыкли, но что, получается, и в епархии, что ли, тоже?

Участник Ковез вскоре отменил действие «монастыря», пояснив свою позицию, а аккаунт «Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь» был заблокирован администраторами в соответствии с правилом Википедии «Рекламное название учётной записи», потому что аккаунты с названиями организаций запрещены (борьба с неуместным «пиаром» в Википедии ведётся постоянно, это большая системная проблема). Тогда 1 июня появился(-лась) участник(-ца) с именем «Матрончик», которая внесла две новые правки в статью и оставила участнику Ковез вот такое сообщение.

Две упомянутые правки касались прочей коррекции истории монастыря и снова удаляли спорный абзац. В принципе, в этом просматривается более-менее логичное поведение и внимательное отношение к Википедии: видно, что после первого раза в монастыре решили действовать не напролом, как предыдущие фигуранты, а насколько можно аккуратно и последовательно. Это, в принципе, скорее всего, хорошо. Это с положительной стороны характеризует епархию, которая оказалась умнее сторонников губернатора Куйвашева, мэра Ройзмана и писателя Иванова.

После этого в дело снова вступил выдающийся уральский википедист Иван Абатуров (о нём, опять же, по ссылкам выше), который сначала отменил добавления участницы Матрончик, затем произвёл общую редактуру содержимого статьи в соответствии с принятыми в Википедии традициями, не забыв органично рассказать и об истории со сносом. В его редакции статья сейчас и находится. Иван вступил в диалог с участницей Матрончик на её странице обсуждения, объяснив свою позицию. Матрончик также ответила Ивану на его странице. По данным ссылкам можно прочитать, что именно они друг другу написали.

Вот таков в данный момент расклад в этой истории. И посмотрите: Коляда ругался матом по телефону, склочная и глупая продюсерша писателя Иванова грозилась нелепыми угрозами через СМИ, пресс-служба Куйвашева пытается давить авторитетом (в Википедии над этим принято смеяться), а епархия — вникает в правила Википедии и ведёт конструктивную дискуссию! Кто из них вам в конечном счёте больше в этом контексте нравится?

update: дальнейшее развитие событий см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение_участника:Матрончик
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments