Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

Валерий Кичин, "Российская газета"

<...>"В фильме Эммериха есть вполне реальный итог: из зала выходишь с сильным ощущением непрочности того, что называют цивилизацией. Даже все недоумения, которые посещали во время сеанса, свидетельствуют об этой непрочности: да, действительно, в реальности такая катастрофа не имела бы хэппи-энда, а стало быть, не о чем было бы снимать фильм. Человечество прихлопнули, как муху, – где тут найти место развитию сюжета? Кино – такая же условная штука, как театр.

С другой стороны, глобальное потепление – реальный процесс. Реальна неизвестность относительно его последствий. Реально взрывообразное нарастание тревожных тенденций. То есть фильм печется о будущем, которое под реальной угрозой. Остается думать, что делать, пока послезавтра не наступило.
Герой картины, ученый-метеоролог Джек Холл (Деннис Куэйд), предупреждает политических лидеров об опасности – те отмахиваются: есть дела поважнее. Так что прозвучавшие в фильме слова о небрежении наукой – тоже реальность, причем для сегодняшней России еще более острая, чем для США. Не менее важна, при всей декларативности подачи, финальная тема: необходимость объединяться перед лицом глобальных проблем.

Я не знаю, как позиционирует себя в кино сам Роланд Эммерих, но считать его художником, ждать от него выдающихся творений высокого искусства я бы не стал. В том универсальном, многоликом и многожанровом пространстве, которое называется кинематографом, он представляет собой род конструктора тематических парков, где люди не только развлекаются в комнатах ужасов, но и получают некоторые полезные сведения о мироздании. Там вполне уместны разбросанные по аллеям актуальные призывы-лозунги, которые напоминают, что мы – люди, а Земля – наш общий корабль. И все мы виновны в том, что с каждым годом этот корабль все заметнее теряет плавучесть.

Из всех возможных сюжетов в фильме выбран самый стандартный и плакатный, но и самый близкий и внятный – упрямая вера сына в отца и упрямое стремление отца прийти на помощь сыну. Американцы не устают твердить о семейных ценностях, понимая семью и как ячейку общества, и как общество в целом. И надо признать, что при всей банальности этих ценностей именно в них – сила и надежда. То, что вполне ремесленный фильм Эммериха смотрят миллионы, и в них как бы ненароком закладываются его тревоги и его ценности, на мой взгляд, делает такое кино важнее не только развращающих "Бригад", но и разрушительных "Тельцов".

Если бы Эммерих решил свою общественную задачу в виде артхаусной головоломки, то в пустых залах его тревоги никто бы не заметил. Массовое кино, как из кирпичиков, складывается из базовых понятий. Потому что из этих понятий сложена реальная жизнь. Все остальное – видимость."


(источник)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments