Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

Проблема "огульного охаивания"

Есть мнение, что большая часть разногласий современного общества возникает из-за т.н. проблемы "огульного охаивания", т.е. обобщений типа "все бабы дуры", "все мужыки козлы", "жыды продали Россию", "все русские алкоголики". Когда индивид делает такие заявления, он в большинстве случаев имеет в виду не вообще всех из называемой социальной группы, а, вероятно, большинство из них, а иногда даже наиболее социально активную часть, которая необязательно является большинством! Однако каждый раз оговаривать то, что он не имеет в виду вообще всех, а имеет в виду только некоторых (типа писать вот такие вот дискляймеры) - занятие довольно трудоёмкое и чреватое неоднократным повторением одной и той же мысли (этой), за что, к тому же, легко схватить ярлык "зануда".

А зануд наше население панически боится.

Оппоненты же таких ораторов как раз в отсутствие дискляймеров склонны понимать их слова именно что буквально. Занудствовать (производить детализацию точки зрения), то есть, не позволяют, но зато в отсутствие занудства воспринимают слова ровно так, как они сказаны, и начинают делать ответные заявления, которые также зачастую обильно украшены обобщениями. Поэтому если "жыды" - то вообще все евреи, "бабы" - вообще все женщины, и т.п., хотя на деле это не так. Из-за этого возникают ожесточённые конфликты, которых, возможно, могло и не быть, если бы изначально стороны понимали что каждая из них имеет в виду.

К сожалению, это явление наблюдается не только в рамках бытовых "кухонных" полемик, но и в большой политике. Что, естественно, большой политике эффективности не прибавляет. Не прибавляет эффективности и столь активное неприятие со стороны общества т.н. "зануд", то есть лиц, старающихся детально рассматривать возникающие вопросы и не принимать опрометчивых решений без взвешенного обдумывания ситуации. Общество как раз склонно пороть горячку и рубиться напролом, зачем-то дорожа каждой секундой, хотя в большинстве случаев торопиться как раз некуда, если речь не идёт о ловле блох или рождении кошек, а вот как раз обдумывание и анализ в большинстве случаев сильно бы не помешали и предотвратили бы многие неприятности. "Вперёд-а-там-разберёмся" - вот девиз охваченного потребительской гонкой современного общества, и к чему это приводит, мы не только видим сейчас, но и сможем ещё увидеть в будущем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments