Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

Проблема "огульного охаивания"

Есть мнение, что большая часть разногласий современного общества возникает из-за т.н. проблемы "огульного охаивания", т.е. обобщений типа "все бабы дуры", "все мужыки козлы", "жыды продали Россию", "все русские алкоголики". Когда индивид делает такие заявления, он в большинстве случаев имеет в виду не вообще всех из называемой социальной группы, а, вероятно, большинство из них, а иногда даже наиболее социально активную часть, которая необязательно является большинством! Однако каждый раз оговаривать то, что он не имеет в виду вообще всех, а имеет в виду только некоторых (типа писать вот такие вот дискляймеры) - занятие довольно трудоёмкое и чреватое неоднократным повторением одной и той же мысли (этой), за что, к тому же, легко схватить ярлык "зануда".

А зануд наше население панически боится.

Оппоненты же таких ораторов как раз в отсутствие дискляймеров склонны понимать их слова именно что буквально. Занудствовать (производить детализацию точки зрения), то есть, не позволяют, но зато в отсутствие занудства воспринимают слова ровно так, как они сказаны, и начинают делать ответные заявления, которые также зачастую обильно украшены обобщениями. Поэтому если "жыды" - то вообще все евреи, "бабы" - вообще все женщины, и т.п., хотя на деле это не так. Из-за этого возникают ожесточённые конфликты, которых, возможно, могло и не быть, если бы изначально стороны понимали что каждая из них имеет в виду.

К сожалению, это явление наблюдается не только в рамках бытовых "кухонных" полемик, но и в большой политике. Что, естественно, большой политике эффективности не прибавляет. Не прибавляет эффективности и столь активное неприятие со стороны общества т.н. "зануд", то есть лиц, старающихся детально рассматривать возникающие вопросы и не принимать опрометчивых решений без взвешенного обдумывания ситуации. Общество как раз склонно пороть горячку и рубиться напролом, зачем-то дорожа каждой секундой, хотя в большинстве случаев торопиться как раз некуда, если речь не идёт о ловле блох или рождении кошек, а вот как раз обдумывание и анализ в большинстве случаев сильно бы не помешали и предотвратили бы многие неприятности. "Вперёд-а-там-разберёмся" - вот девиз охваченного потребительской гонкой современного общества, и к чему это приводит, мы не только видим сейчас, но и сможем ещё увидеть в будущем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments