Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

WPFDC Section 6. Role of Internet and Global Media

sinodov выложил кусок моего репорта, написанного для форума. Оргкомитет почему-то пока не обновил сайт, но репорт распространялся журналистам в пресс-центре свободно, поэтому мне, вроде, ничего не мешает его выложить, выкладываю

МОФ "Диалог цивилизаций"-2006, секция 6 «Роль Интернета и глобальных СМИ», обзор

Первая часть секции проходила под руководством Сеймура Паперта, профессора Массачусетского технологического института (США), который известен работами в области применения компьютеров в образовательном процессе. В частности, он является одним из создателей программы “Компьютер каждому ребенку” (One Laptop per Child), целью которой является создание дешевого портативного компьютера (ценой в 100 долларов) и обеспечение такими устройствами детей в развивающихся странах. По замыслу создателей, это устройство сможет существенно уменьшить так называемое цифровое неравенство (digital divide). Как считается, это новое для мирового сообщества явление сейчас тормозит интеллектуальное развитие человечества, так как не имеющие доступа к высоким технологиям и Интернету люди не могут получить важнейшую информацию, которая могла бы полностью изменить их жизнь.

В целом, все выступления и обсуждения на 6 секции были объединены этой идеей, так как Интернет действительно уже, вне всякого сомнения, радикально изменил жизнь и межличностную коммуникацию большинства мировых цивилизаций, в первую очередь тех, что вступили в диалог на Родосе.

Профессор Паперт начал секционное заседание с собственного доклада, при этом со-ведущим секции первое время выступал один из учредителей форума Николас Папаниколау.

Доклад «Диалог в цифровом пространстве», профессор Сеймур Паперт (США),

Господин Паперт провел аналогию между цифровым, информационным пространством и обычным физическим пространством, сделав из этого вывод, что к цифровому пространству применим термин «энвиронментализм», т.е. «защита окружающей среды» - в задачи человечества в новых условиях обязательно должна входить забота о благоприятном состоянии среды обитания, в том числе и цифровой. Компьютеры создали новую социальную ситуацию, которая является как вызовом обществу, так и новой возможностью для него, в нынешней ситуации есть позитивные и негативные стороны.

Одна из негативных сторон, широко обсуждавшаяся на секции – чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, ведь на компьютерах можно не только обучаться, но и играть. По мнению Паперта, школа должна брать на вооружение компьютерные технологии, продумывая, как бороться с негативными явлениями, ведь те же игры можно делать и обучающими. А нынешняя школа для детей слишком скучная, современные методы обучения скорее провоцируют детей отталкивать их, и этот фактор профессор видит как повод для начала глобальной реформы школьной системы, которую необходимо подстроить под новые технологические возможности. Сейчас «мы потеряли контроль над умами детей», считает Паперт. Дети должны с юных лет учиться компьютерной логике, учиться программировать, «учиться, играя и играть, обучаясь», избавляться от зубрежки, столь характерной для сегодняшних школ. Тогда эти дети вырастут в совершенно другое, качественно новое поколение людей, которое изменит мир к лучшему.

Паперт отметил, что некоторые современные педагоги, сталкиваясь с применением высоких технологий в учебном процессе, жалуются на разрушение естественных для них методов обучения, но это не должно становиться препятствием, надо перестраивать школьную инфраструктуру, создавая новую среду для учебного процесса. Клавиатуры должны прийти на смену партам, проекторы – на смену классным доскам, и тогда мир совершит гигантский прыжок вперед.

Профессор Паперт привел пример исторического случая, когда технологическое достижение изменило подход к образованию в масштабах страны. По его словам, подобное произошло в США, когда Советский Союз запустил первый спутник. На американскую общественность это произвело такое сильное впечатление, что она начала развивать более эффективные методы интеллектуального совершенствования своих граждан. «Советские люди через стену холодной войны помогли нам осознать нашу слабость», сказал профессор.

Он назвал некоторые факторы, которые должны способствовать развитию образовательной системы: учебные компьютеры, в первую очередь «стодолларовый», должны служить долго и при этом морально не устаревать, как это происходило с компьютерами в последние годы. Значительные усилия к развитию новой образовательной системы должны приложить руководители развивающихся стран (он привел в пример Бразилию, Нигерию и Таиланд, правительства которых поддержали программу One Laptop per Child). Паперт при этом признал, что внедрение новых методик часто куда эффективнее проходит при тоталитарном управлении, а не при демократическом. Внедрять новые системы надо на уровне целых наций, а не на уровне эксперимента с 5-10 участниками, считает он.

Доклад «Превращение культурных идиом в дискурс в эпоху Интернета и глобальных медиа», профессор Казимир Кшиштофек (Польша), вице-президент фонда «Про-культура»

Второй докладчик затронул тему межкультурной коммуникации в Интернете. По его словам, ранее представители различных культурных слоев занимались творчеством, не зная друг о друге, но теперь ситуация изменилась, и это не может не оказать существенного влияния на мировую культуру. Однако это не означает, что культура перерождается, она совершенствуется. «Индейское племя не может решить, что оно исчезло, и тут же возродиться в новой культуре», провел аналогию Кшиштофек.

Как яркий пример межкультурной коммуникации с далеко идущими последствиями Кшиштофек привел американского художника и режиссера Энди Уорхола, этнического словака, изначально носившего имя Андрей Ворхола, культурно «локализовавшегося» в США и ставшего одним из основателей поп-арта.

По словам Кшиштофека, Интернет дал культуре новые силы, оказалась подорванной «концепция толпы» и на передний план вышла личность, что на культуре не может не сказаться. Интернет усилил индивидуализацию человека несмотря на развитие «коллективных» культур. «Компьютерная мышь стала средством сближения людей», - говорит Кшиштофек.

При этом в человеческое мышление пришла новая философия – философия образов. Дети, которые обучаются с помощью изображений на экране монитора, начинают мыслить образами, и меньше опираются на слова и тексты. Молодежь в этой ситуации начинает отказываться от традиционных культурных институтов и заявляет о своей способности создавать культуру самостоятельно, и уже можно говорить о необходимости создания новых институтов на базе этой новой культуры.

Как сказал профессор Кшиштофек, интернет-среда должна быть ориентирована не на корпорации, а на отдельных пользователей, инструменты среды должны быть простыми, а не изощренными.

На этом месте в дискуссию вступил со-ведущий Папаниколау, который заговорил о глобализации и призвал не считать ее злом, так как благодаря ей выживут малые культуры и произойдет много позитивного, потому что глобализация – это далеко не только «Кока-кола» и «Макдональдс», а гораздо более многогранный процесс.

Доклад «Общие информационные пространства в контексте диалога цивилизаций», Алексей Игнатьев, директор Центра европейского партнерства, Калининград (Россия)

Алексей Игнатьев рассказал о программе информационного сотрудничества между соседними регионами, над которой работает его организация. В перспективе эта программа может стать инструментом универсального информационного обмена между Россией и Евросоюзом. По его словам, сейчас информационные пространства сообществ подразделяются на отдельные подпространства (экономическое, образовательное, правоохранительное), обмен информацией между которыми сильно затруднен. Новые системы смогут решить эту проблему, особенно на фоне того, что «гармонизация между Россией и ЕС в области информации неизбежна».

Как рассказал Игнатьев, его группа уже создала экспериментальную среду информационного обмена между Калининградской областью и Клайпедским краем Литвы. В ней есть подпространство для профессионалов (политиков, чиновников, бизнесменов, лидеров сообществ) и подпространство для обычных жителей. Последнее базируется на двуязычном информационном ресурсе, похожем на СМИ, где есть новости, телемосты, совместные программы, дайджесты и т.п. Эти подпространства координируются между собой.

Таким образом жители соседних регионов смогут больше узнавать друг о друге и совместно решать насущные проблемы, касающиеся обеих сторон – результатом станет объективное знание о своих соседях и доверие к ним.

Игнатьев в заключение привел слова одного из сопредседателей форума Вальтера Швиммера, сказанные на форуме днем ранее: «Мы должны учиться учить друг друга».

Доклад «Радио и телевидение в цифровую эру – главные изменения в производстве, на рынках и в управлении», профессор Йенс Вендланд (Германия)

Профессор Вендланд в первую очередь отметил, что в нынешнее время в традиционных СМИ требуются новые правила поведения в связи с появлением и распространением Интернета. Безусловно, нуждаются в изменении законы о СМИ в разных странах. Кроме того, сейчас традиционные СМИ оказались в положении, когда они все более зависят от предпочтений аудитории и часто урезают важную информацию в пользу рейтинговых программ, продавая таким образом свою продукцию как товар или бренд.

СМИ активно делятся «по интересам» и коммерциализуются, уходя от прежней концепции «программа для всех» - например, появляются тематические телеканалы. На это накладывается фактор глобализации, который размывает значимость информации о событиях внутри той или иной страны, причем это касается большинства аудитории СМИ в мире.

Профессор отметил, что на этом фоне в Германии пытаются поддержать работу СМИ на имидж страны и не допустить тотальной коммерциализации журналистики, но и учесть уроки истории, чтобы не превращать ее в машину пропаганды.

В частности, некоторым СМИ необходимы субсидии для улучшения положения на рынке – «чтобы на первых трех каналах не было множества футбола». При этом профессор Вендланд отметил необходимость защиты малых СМИ, освещающих специфичные вопросы и иногда неспособных выдержать рыночную конкуренцию – «это подобно защите прав человека», сказал Вендланд.

Отвечая на вопрос профессора Кшиштофека о перспективах традиционных СМИ в эпоху Интернета, Вендланд отметил, что им необходимо переформулировать свою политику и идею и обеспечить процесс перехода.

В ходе доклада Вендланд сообщил, что сам он долгое время работал на радио, и ему особенно близка тема радиовещания, в связи с чем Сеймур Паперт задал ему вопрос о том, что, по его мнению, ждет радио в будущем. Вендланд ответил, что считает радио хорошей платформой, особенно подходящей для освещения периферийных, локальных событий. Радио, по мнению Вендланда, прежде всего местный орган вещания, которому обязательно найдется место в будущей концепции «смешанного формата СМИ».

Доклад «Роль Интернета в развитии человечества», Благица Стойкоска, представитель компании «Македонские телекоммуникации» (Македония)

Госпожа Стойкоска сообщила, что принимает участие в работе организации Internet Governance Forum, которая разрабатывает механизмы управления Интернетом как глобальной структурой.

В современном Интернете, по ее словам, актуальны вопросы борьбы с репрессивными идеями и продвижение демократических ценностей. Интернетом, по ее данным, сегодня регулярно пользуется 1,4 миллиарда человек, и он оказывает заметное влияние на человечество. При этом те, кто Интернетом не пользуется, оказываются ощутимо ниже в интеллектуальном развитии, в этой ситуации один интернетизированный человек может в некоторых аспектах быть осведомленнее целого государства неинтернетизированных жителей.

Информатизация влияет на такие ключевые факторы жизни общества, как валовый внутренний продукт, продолжительность жизни, экология и т. д. Интернет, таким образом, становится основой для развития человечества, первичным источником самой разнообразной информации, а также основой для рыночной системы, самой большой в мире – электронного бизнеса.

Госпожа Стойкоска признала, что происходящее в Интернете не всегда носит позитивный характер, но Интернет не негативен в целом. Сейчас он работает не совсем так, как было задумано, однако вряд ли этого можно было полностью избежать. Эйнштейн, когда изучал расщепление атомного ядра, не думал о том, что это может привести к событиям в Хиросиме.

Согласно древней пословице, «нельзя удержать речку, но можно найти ей правильное русло», заметила Стойкоска.

После ее доклада последовала дискуссия об опасностях, связанных с распространением информационных технологий, участники вновь коснулись темы увлечения людей компьютерными играми. Флоранс Девуар, представитель некоммерческого фонда Wikimedia, заметила, что в результате информатизации офисов секретари мира хорошо научились играть в игры, но непонятно, насколько это двигает общественный прогресс и что будет на фоне информатизации с детьми. Профессор Паперт прибавил, что ситуация похожа на конкуренцию между компанией Nintendo и человеческим обществом за умы детей, и эту конкуренцию надо выигрывать как положено: вкладывать средства, разрабатывать действенные методики.

Доклад «Российский Интернет как объединяющее “народное СМИ”», Юрий Синодов, заместитель главного редактора российского интернет-издания «Вебпланета»

Господин Синодов начал с рассказ с того, что после развала СССР перестала функционировать цензура, характерная для СМИ в советские времена. Упали тиражи многих центральных газет, в связи с чем СМИ начали идти на поводу у бизнеса и растеряли доверие населения. Население, в свою очередь, ранее также параллельно использовало как источник информации очереди в магазинах, но по мере заполнения магазинов товарами в постсоветский период очереди исчезли и население оказалось предоставлено само себе в плане информационной подпитки.

На этом фоне сложилась ситуация, когда основную картину событий стали формировать информационные агентства, а большинство СМИ оказалось вторично, что еще более усугубило ситуацию и дало возможности для манипуляций – влиятельные силы, которые способны воздействовать на информационные агентства, получили возможность формировать весь процесс освещения того или иного факта в СМИ, так как популярные СМИ именно от них берут большую часть своих данных.

Вместе с тем, отмечает Синодов, СМИ не обеспечивали человека информацией о том как, по расхожему выражению, «построить дом, посадить дерево и вырастить сына», т. е. как нормально жить в современных условиях. Не учит этому должным образом и современная российская школа.

В этой ситуации обучающую роль стали играть сайты, формирующие тематические сообщества – в качестве примеров Синодов привел сайты «Ева.ру» (женский сайт о здоровье и воспитании детей) и «Авто.ру» (сайт для автомобилистов), постоянная аудитория которых консультирует друг друга по возникающим вопросам и, таким образом, «учит жить». Это оказалось для интернет-пользователей более эффективно, чем изучение неких «фиксированных» трудов типа книг Бенджамина Спока о том, как растить детей.

На этом фоне даже возникла модель интернет-сообщества как политический силы - в пример Синодов привел случай, когда владельцы автомобилей с правым рулем, не подходящих для российского правостороннего движения, акциями протеста добивались невведения государственного запрета на такие автомобили. При этом когда к автомобилистам обратился некий знаменитый в России журналист, а за ним политик, они не приняли их помощь, так как чувствовали себя в состоянии защитить свои интересы самостоятельно.

Синодов также напомнил, что Интернет, по некоторыми данным, сыграл ключевую роль в организации «оранжевой революции» в Украине – именно по глобальной сети распространялись призывы к гражданам выходить на площадь Независимости в Киеве.

Вместе с тем, Синодов указал, что эти схемы социального взаимодействия очень неэффективны при решении медицинских проблем, так как удаленно очень трудно поставить правильный диагноз – «нельзя дистанционно вылечить зуб». Кроме того, замешательством людей, ищущих медпомощь в Интернете, часто пользуются шарлатаны, стремящиеся продать свой товар вне зависимости от того, нужен ли он пациенту.

В целом, по мнению Синодова, главное, что может дать Интернет россиянам сейчас – это помощь в повседневных житейских ситуациях. Статистика активности россиян в Интернете говорит о том, что пиковая загрузка приходится на рабочие будни, т. е. Интернет пока не стал инфраструктурным элементом, а является для россиян «офисным убийством времени».

Благица Стойкоска в связи с этим указала, что это говорит о том, что страна, где такое наблюдается, подпадает под определение «развивающейся»: Интернет не должен быть элитным.

Сеймур Паперт высказал предположение, что, Россия в этом плане, возможно аналогична, например, Канаде 5 лет назад, и через 5 лет Россия выйдет на канадский уровень. В ответ на это Синодов отметил, что налицо разница в менталитете – к примеру, России не свойственен культ «self-made man», русские всегда стремились к коллективизму, и это сказывается на развитии общества, но и позволяет эффективно использовать Интернет для принятия коллегиальных решений.

Далее участники отправились на обеденный перерыв, после чего работу секции стал возглавлять Андрей Романченко, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.

Доклад «Википедия: новые возможности для индивидуумов и сообществ», Флоранс Девуар (Франция), член Совета поверенных фонда Wikimedia, управляющей структуры свободной интернет-энциклопедии Wikipedia

Госпожа Девуар рассказала о проекте «Википедия», в управлении которым она принимает участие. Как известно, это свободная интернет-энциклопедия, рассказывающая обо всех возможных вещах в мире – в ее наполнении принимают участие все желающие пользователи Интернета, и на настоящий момент они создали более 4 миллионов статей на множестве мировых языков.

Это позволило проекту стать одним из 16 самых посещаемых Интернет-сайтов в мире в целом и соревноваться по этому показателю с популярнейшими сайтами Amazon и eBay. К настоящему времени число статей на английском языке превысило 1 миллион 300 тысяч, интенсивно продолжается рост за счет статей на других языках. Госпожа Девуар, вместе с тем, заметила, что проекту недостает вклада со стороны населения африканских стран.

В создании каждой статьи принимают участие все желающие, дополняя информацию друг друга и, таким образом, обучая друг друга. При этом в рамках проекта существует система регулирующих инструкций, направленная на недопущение искажений и так называемого вандализма, соблюдения нейтральности точек зрения и т.п.

Безусловно, эта система не может работать идеально, но в целом она сейчас функционирует успешно – множество добровольцев по всему миру следят за разными статьями, защищая их от вандалов. Это возможно благодаря системе сохранения информации в «Википедии» - там хранится каждая копия каждой статьи, и любую из них можно в любой момент просмотреть и вернуть в предыдущее состояние, если она была повреждена. Это позволило англоязычной части проекта некоторое время назад выдержать экспертное сравнение с известной энциклопедией «Британника».

Тем не менее, регулярно фиксируются случаи, когда неадекватная информация проходит сквозь эту защиту – так часто происходит с биографическими статьями – некоторые известные люди замечены в написании статей о себе, где искажают факты в свою пользу. Много проблем, особенно юридических, также связано с возможностью клеветы на других людей.

Для борьбы с этим и подобными явлениями планируется введение системы закрепления статьи в версии, когда она методом голосования признается достаточно полной и адекватной. С этим связаны проблемы технического плана – их решают коллективы свободных разработчиков, которые постоянно создают и обновляют программное обеспечение, на котором «Википедия» работает. В первую очередь это система MediaWiki, которая является бесплатной для копирования и использования в любых целях, для чего применяются принципы свободной компьютерных лицензии GPL. На базе MediaWiki можно создавать собственные «Википедии» на любые темы на любых сторонних серверах.

То же относится к информации, содержащейся в статьях «Википедии» - ее распространение ничем не ограничено, кто угодно может использовать ее для любых целей. При этом сами авторы статей должны ссылаться на источники своей информации, сохраняя путь ее распространения. Все источники текстов и изображений должны быть «лицензионно чистыми», т. е. не нарушать никаких авторских прав, что и обеспечивает возможность их дальнейшего использования.

Доклад «Разрабатывая принципы всеобщего Интернета», Роб Ван Краненбург (Нидерланды), руководитель программы «Виртуальная платформа»

Роб ван Краненбург изложил свое видение проникновения технологий в общество «на стыке цифровых и аналоговых систем». Сейчас почти каждая вещь, окружающая современного человека, имеет свой цифровой идентификатор и включена в некую учетную систему, что в итоге создает картину мира, неким образом описанную в терминах инвентаризации и машинного учета. Насколько далеко человечество может зайти в этом процессе и не станет ли в итоге человек ненужным в этой системе?

В частности, Евросоюз сегодня, вводя подобные технологии, движется к системе повсеместного контроля за всем, и это может привести в итоге к торможению социальных процессов и социальной деградации, считает господин ван Краненбург.

Происходит упрощение интерфейсов для пользователя и одновременное усложнение самих систем, которые используют большое число разных технологических компонентов, что приводит к снижению значимости человека в этой цепочке. Все более активно применяются радиочипы идентификации RFID, различные системы, использующие биометрические параметры. По аналогии с экономическим принципом B2B (business-to-business) в технологическом развитии все шире применяется принцип, который можно назвать M2M – «машина для машины» – к чему это может привести? Господин ван Краненбург считает этот вопрос открытым. К тому же это осложняется существованием различного рода хакеров, которые представляют все большую опасность.

Ван Краненбург считает, что в этих условиях людям необходимо обратить пристальное внимание на свою индивидуальность и не идти на поводу у массовых тенденций, самостоятельно продумывая свои шаги. Тогда вся цивилизация на уровне планеты сможет развиваться и совершенствоваться на одном уровне, а не отдельные лидеры будут подниматься над остальной толпой, как это происходит сейчас (следует отметить, что этот тезис является одним из базовых в целом на форуме «Диалог цивилизаций»).

Люди должны научиться отстаивать собственные интересы и договариваться. «Умение договариваться – ключ к XXI веку», считает господин ван Краненбург. Он также сказал, что жители России и других стран с культурой, отличной от культуры Запада, не должны слепо следовать по западному пути, потому что это как раз путь к деградации. Им необходимо вырабатывать свои пути, основанные, как и было сказано, на индивидуальности. И такой подход положит конец «демократиическому» государственному управлению в прежнем виде, на смену ему должно прийти сообщество индивидуальностей, которые, в числе прочего, смогут адекватно применять технологии по своему усмотрению, не становясь их рабами. Уже сейчас можно создавать параллельные структуры управления общественными механизмами, где решающую роль играет общественность, а не государственные учреждения – такие модели уже есть в Нидерландах.

Подводя итоги секции, ведущий Андрей Романченко сказал, что на самом деле в ее рамках диалога цивилизаций не состоялось, так как все участники представили одну цивилизацию: цивилизацию Интернета. Многие озвученные проблемы являются индивидуальными, но это не значит, что их нельзя решать глобально. Дальнейшее развитие должно происходить через общение людей, и Интернет для этого подходит как нельзя лучше.

репортёр: Сергей Рублёв
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment
Да, кстати, спасибо за всю эту тему. Я тебя вчера не указал как автора конспекта, сейчас поправил.