Sergei S. Rublëv (ssr) wrote,
Sergei S. Rublëv
ssr

Старейший екатеринбургский монастырь и его правки в Википедии

Сейчас мы продолжим цикл публикаций об уральском тщеславии, а точнее о том, как оно в последнее время повадилось проявляться в Википедии. Потому что появился новый информационный повод, на этот раз связанный с Екатеринбургской епархией и знаковым для города Екатеринбурга Ново-Тихвинским Александро-Невским монастырём, старейшим религиозным учреждением Екатеринбурга, хозяином первой в городе церкви (запечатлён, среди прочего, на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского). Екатеринбург, если вы не знали, очень православный город, место паломничества («Царские дни» каждый июль собирают десятки тысяч паломников).

В прошлый раз совсем недавно я писал по этой теме вот здесь: https://ura.news/news/1052290284 (в переложении) — обсуждалась тема «Люди олигарха Прохорова попытались скрыть связь Ройзмана с Пановой в Википедии» (Ройзман мэр Екатеринбурга, Панова его бывшая подруга, родившая от него двойню; публикации об этом затем появились в уральских СМИ).

Также на этой ниве в последнее время отмечались уральский драматург-новатор Николай Коляда, уральский писатель-краевед Алексей Иванов, уральский губернатор Евгений Куйвашев.

* https://ru.wikinews.org/wiki/Драматург_Николай_Коляда_«стёр»_в_Википедии_«ненужную»_информацию_о_себе
* https://ru.wikinews.org/wiki/Статью_Википедии_о_губернаторе_Куйвашеве_«обновила»_сотрудница_администрации
* https://ru.wikinews.org/wiki/Продюсер_писателя_Алексея_Иванова_начала_интернет-кампанию_против_википедиста

Ну а в сегодняшнем выпуске будет Екатеринбургская епархия (с недавнего по православным меркам времени митрополия, включающая в себя три епархии). «Тщеславие» термин условный, по факту проблематика немного шире, подробности можно узнать по вышеприведённым ссылкам. Епархия в апреле этого года попала в новости с тем, что незаметно от всех снесла остатки старой церкви, памятника архитектуры, на территории монастыря в центре города (объект культурного наследия федерального значения и одно из старейших зданий Екатеринбурга). Вот подробно об этом:

* https://ru.wikinews.org/wiki/В_Екатеринбурге_при_реставрации_пропала_церковь_XVIII_века

Сейчас многие православные здания в Екатеринбурге, как и во всей стране, реконструируются и возрождаются. Медленно передаётся в ведение РПЦ имущество, отобранное у неё «коммунистами» при советской власти. В рамках этого процесса обновляется и территория монастыря, на которой стояло это самое старое здание храма Успения 1782 года (кстати, от данного монастыря начинается так называемый Сибирский тракт — долгое время главный в России сухопутный исторический путь из Европы в Азию; более ранний путь шёл по реке Туре через Верхотурье; вообще же, вроде бы, история православных учреждений Екатеринбурга начиналась в пригородном посёлке Елизавет, названном в честь императрицы Елизаветы, когда она была маленькая, но не будем сейчас в это углубляться).

Как выяснилось в ходе разбирательств, к началу этого года от исходной церкви, пережившей времена СССР качестве хозяйственной постройки, остался некоторый объём аварийных стен, а саму церковь собрались восстанавливать. И потому приняли решение снести оставшиеся стены и построить на этом месте полностью новый храм. И снесли (накануне Пасхи). Напомню, речь идёт об объекте культурного наследия федерального значения.

Насколько хорошо так делать? Сложный вопрос, связанный со многими областями человеческой деятельности. Есть у этого вопроса духовно-нравственная сторона, есть общественно-культурная сторона, есть официально-государственная, есть конфессионально-иерархическая. В общем, та часть уральской общественности, которая сочла, что так делать нехорошо, подняла шум в уральских СМИ, который долетел и до Москвы. Пропажа обнаружилась представителями общественности случайно, затем была проведена проверка с помощью дронов, возник шквал публикаций (по ссылке выше можно найти часть их; а мнения на тему нравственности можете оставлять прямо здесь в комментариях, регистрация необязательна, можно авторизовываться через популярные соцсети).

Всё это происходило в 20-х числах апреля. И нашло отражение в Википедии. В пятницу об этом написало уральское издание Tochka.News: https://tochka.news/2017/06/02/haker-matronchik-pytalas-pomenyat-vikipediyu-snos-hrama-fejk/

Давайте разберёмся, что же именно произошло в Википедии, потому что мы в любой момент времени можем разобрать любые события в Википедии любого срока давности со времени её основания. Так устроена Википедия: все ходы тщательно записываются. Это давно пора всем усвоить.

Статья «Ново-Тихвинский монастырь» стояла без правок с ноября 2016 года (всё это можно смотреть в истории правок). 20 апреля 2017 г., по следам истории со сносом, за статью взялся участник Википедии с именем «Ковез». Он сначала произвёл редактуру исторического раздела статьи, а затем в самый конец её добавил одним коротким абзацем информацию о сносе со ссылками на авторитетные СМИ (вот ссылка на это действие, по которой видно, что именно было куда добавлено). Затем 26 апреля две существенные правки в исторический раздел (безотносительно истории со сносом) внесла опытная википедистка Fleur-de-farine, имеющая очень богатый опыт по работе с информацией о культурном наследии. 29 апреля внёс мелкую техническую правку робот.

И вот спустя месяц, 27 мая, появляется только что зарегистрированный участник с именем «Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь» и совершает вот эту правку, которой полностью отменяет абзац о сносе, охарактеризовав в комментарии к правке всю историю как «фэйковый выброс в СМИ». Своеобразная лексика для монастыря... О том, насколько допустимо редактирование в Википедии «информации о себе», можно прочитать по ссылкам выше, этот вопрос многократно разобран. О том, насколько мы можем ассоциировать аккаунт в Википедии «Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь» с реальным монастырём, рассуждать мы сейчас тоже не будем, это более общая тема, касающаяся вообще любой процедуры регистрации в Интернете. Мы просто имеем факт того, что кто-то именно так назвался в Интернете. И «удалил критику».

Об «удалении критики» в целом, опять же, есть по ссылкам выше. И вот, значит, получается, что за короткое последнее время попытки «удаления критики из Википедии» совершили губернатор Свердловской области Куйвашев (не сам), режиссёр Коляда, писатель Иванов (не сам), мэр Ройзман (не сам). И вот в этот замечательный ряд неожиданно встаёт епархия. Хотя в целом прогрессивная общественность уже давным-давно разобралась, что в этом вопросе можно, а что нельзя. Сегодня я с удивлением узнал, что в 2012 году олигарх Усманов нанял английское пиар-агентство — тоже для «удаления критики из Википедии». Теперь этот прекрасный факт является заметной частью биографии Усманова в Википедии на многих языках. Как я уже ранее отмечал, в пресс-службе Куйвашева местами сидят тугодумы, к этому все привыкли, но что, получается, и в епархии, что ли, тоже?

Участник Ковез вскоре отменил действие «монастыря», пояснив свою позицию, а аккаунт «Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь» был заблокирован администраторами в соответствии с правилом Википедии «Рекламное название учётной записи», потому что аккаунты с названиями организаций запрещены (борьба с неуместным «пиаром» в Википедии ведётся постоянно, это большая системная проблема). Тогда 1 июня появился(-лась) участник(-ца) с именем «Матрончик», которая внесла две новые правки в статью и оставила участнику Ковез вот такое сообщение.

Две упомянутые правки касались прочей коррекции истории монастыря и снова удаляли спорный абзац. В принципе, в этом просматривается более-менее логичное поведение и внимательное отношение к Википедии: видно, что после первого раза в монастыре решили действовать не напролом, как предыдущие фигуранты, а насколько можно аккуратно и последовательно. Это, в принципе, скорее всего, хорошо. Это с положительной стороны характеризует епархию, которая оказалась умнее сторонников губернатора Куйвашева, мэра Ройзмана и писателя Иванова.

После этого в дело снова вступил выдающийся уральский википедист Иван Абатуров (о нём, опять же, по ссылкам выше), который сначала отменил добавления участницы Матрончик, затем произвёл общую редактуру содержимого статьи в соответствии с принятыми в Википедии традициями, не забыв органично рассказать и об истории со сносом. В его редакции статья сейчас и находится. Иван вступил в диалог с участницей Матрончик на её странице обсуждения, объяснив свою позицию. Матрончик также ответила Ивану на его странице. По данным ссылкам можно прочитать, что именно они друг другу написали.

Вот таков в данный момент расклад в этой истории. И посмотрите: Коляда ругался матом по телефону, склочная и глупая продюсерша писателя Иванова грозилась нелепыми угрозами через СМИ, пресс-служба Куйвашева пытается давить авторитетом (в Википедии над этим принято смеяться), а епархия — вникает в правила Википедии и ведёт конструктивную дискуссию! Кто из них вам в конечном счёте больше в этом контексте нравится?

update: дальнейшее развитие событий см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение_участника:Матрончик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments